Cерия статей для музея истории города Сочи – Анна Горностаева

Музей г. Сочи

Музей г. Сочи

Друзья, начинаю серию статей для музея истории города Сочи. Проект  начат мною совместно с чудесными работниками данного музея и посвящен истории жизни разных людей – простых и не очень простых сочинцев. Музей совершенно потрясающий, в этом году 9 июня ему исполнилось 100 лет. Работники музея бережно собирают информацию о городе и его жителях, и родилась идея оформить этот материал в виде проекта «Сочи и сочинцы». Итак, первая статья – о моем прадеде, который основал на сочинском побережье пансионат, ныне известный под именем «Буревестник» и был его первым директором.

АДАМ АДАМОВИЧ ГАЙЛЕШ (1890-1929)

По происхождению литовский поляк, родился 30 марта 1890 года, в бедной семье в местечке Друскеникай, под городом Вильна (так до 1918 г назывался г. Вильнюс). И хотя он был литовским поляком, фамилия у него латышская. Окончил два класса начальной школы. В детстве ему приходилось мыть бутылки на рынке, чтобы заработать на кусок хлеба. Тем не менее, юный Адам обладал сильным характером и решимостью во что бы то ни стало выбиться в люди. У нас нет фактов о том, какое дальнейшее образование он получил во взрослом возрасте, но очевидно, что это был человек с глубокой внутренней культурой. Это проявлялось во всем – в манере одеваться, поведении, речи. 

Адам Адамович Гайлеш. Около 1915 г. Фото из семейного архива.

Адам Адамович Гайлеш. Около 1917 г. Фото из семейного архива.

Чуть более двадцати лет от роду молодой человек приехал в Москву попытать судьбу. Адам обладал утонченной внешностью и всегда безупречно выглядел. Любовь к аккуратности выделяла его на фоне других мужчин: идеально сидящие костюмы, собственноручно выглаженные брюки, начищенные ботинки – таким был образ Адама Адамовича не только на фото, но и в жизни.  Высокий статный блондин с голубыми глазами, он безумно понравился купчихе Татьяне Матвеевне (девичья фамилия неизвестна). Эта состоятельная женщина, родом из Твери, полюбила красавца-поляка на десять лет моложе себя и вышла за него замуж. 

 

Татьяна Матвеевна, жена Адама Адамовича Гайлеша. Ок. 1910 г. Фото из семейного архива.

Адам Адамович с супругой Татьяной Матвеевной. Ок. 1917 г. Фото из семейного архива.

В браке родилось трое детей: Евгений (1913 г.р.), Маргарита (1915 г.р.), Игорь (1916 г.р.). Адам Адамович был сердечно привязан к детям, особенно выделял Маргариту, но чувства к жене скоро угасли. Он развелся с Татьяной Матвеевной, но продолжал поддерживать с ней дружеские отношения, а маленькая Маргарита каждое лето проводила с отцом. Адам Адамович учил дочь аккуратности, хорошим манерам, объяснял, как держать правильную осанку. В то же время большое внимание уделялось трудовому воспитанию (например, юную Маргариту научили доить корову, которая была в хозяйстве). Несмотря на то, что отец погиб, когда Маргарите было всего 14 лет, она на всю жизнь запомнила его наставления и вспоминала папу с теплом и благодарностью.

 

Дети Адама Адамовича. Ок. 1920 г. Фото из семейного архива.

Татьяна Матвеевна продолжала любить своего бывшего мужа. В 1929 году, когда пришла весть о его гибели, по словам дочери «мать убивалась и рыдала так, как я никогда в жизни не видела». Больше она замуж не вышла и умерла в 1949 году, пережив супруга на 20 лет. Похоронена Татьяна Матвеевна на Ваганьковском кладбище.

А вот у Адама Адамовича был второй брак, и довольно успешный, хотя и бездетный. Его избранницей стала влиятельная дама, как бы сказали сейчас, «светская львица», по имени Александра Маркеловна (фамилия неизвестна). Александра Маркеловна происходила из небогатой семьи (она была дочерью горничной в барском доме), но получила прекрасное образование, с детства обучаясь на равных с барскими детьми. Она говорила на нескольких иностранных языках, разбиралась в искусстве и музыке, была вхожа в высшее общество. Возможно, именно она познакомила мужа с театральной богемой. Тогда возникла идея создать дом отдыха для служителей театра (Большой и МХАТ), а Адам Адамович оказался идеальной кандидатурой на роль директора – всегда безупречно подтянутый и пунктуальный, с идеальными манерами и в то же время твердым характером и задатками лидера. Кроме того, кавказский климат был полезен Адаму Адамовичу, у которого в то время начала развиваться опасная болезнь – туберкулез костей. И действительно, горный воздух и солнце вылечили Гайлеша, вскоре после переезда  на Черноморское побережье он избавился от своего недуга.

Адам Адамович в костюме горца. Ок. 1920-1922 гг. Фото из семейного архива.

До вступления в должность директора дома отдыха «РабИс» (работников искусств), позже получившего название «Чайка», еще позже – «Буревестник», Адам Адамович уже имел опыт работы на руководящей должности. Он работал директором кинотеатра «Художественный» в Москве, на Арбате (свою к тому моменту уже бывшую супругу Татьяну Матвеевну он тоже взял в штат сотрудников кинотеатра). Но обязанности руководителя строящегося с нуля пансионата, расположенного на двух крутых горах, между которыми не было даже нормальной дороги, оказались намного сложнее. Тем не менее, Адам Адамович проявил недюжинную энергию и целеустремленность. Под его руководством начал возводиться грандиозный комплекс, появились первые корпуса, а также красивые здания с колоннами, лепниной на потолках и балюстрадами, где располагалась администрация пансионата. 

Работа велась кропотливая и тяжелая. Горное шоссе было узким, пешеходы по нему не ходили, машинам было тесно. Из Америки для первого директора был выписан мотоцикл, но пользовался он им редко. Зачастую Адам Адамович, стоя на вершине горы (в том месте, которое сейчас называется «Буревестник-2», кричал рабочим, находящимся на другой горе (позже это место было названо «Буревестник-1» через ущелье, давая указания. Ходить по тропинке через горы и овраг было слишком долго. Впрочем, существовала дорога из «Буревестника-1» в «Буревестник-2». Это был проход через тоннель в горе по железной дороге. Адам Адамович иногда пользовался этим путем. Позже тоннель, который существует и сейчас, поставил роковую точку в его жизни.

 
тоннель

Тоннель между «Буревестником-1» и «Буревестником-2». Июль 2020. Фото Анны Горностаевой.

Дочь Маргарита впервые приехала из Москвы в гости к отцу на Кавказ в восьмилетнем возрасте, в 1923 году. Тогда Адам Адамович проживал вместе с супругой Александрой Маркеловной с большом белоснежном особняке, расположенном в центре территории пансионата (ныне «Буревестник-2»). Комната отца была на втором этаже, окнами на горы. Комнаты мачехи выходила на море. Усадьбу окружали персиковые деревья. На территории также располагалась конюшня  (сейчас на этом месте здание почты). Жена Адама Адамовича была добра к падчерице, и Маргарита с радостью ждала новой поездки к морю. Свою любовь к отцу, к Кавказу, к построенному под руководством Адама Адамовича пансионату она пронесла через всю жизнь и передала своим потомкам. Долгие годы почти каждое лето Маргарита Адамовна и ее семья проводили в тех местах, где работал и умер Адам Гайлеш. В год своей смерти (1991) 76-летняя Маргарита Адамовна тоже мечтала о поездке в родные места, строила планы, которым не суждено было сбыться.

Маргарита Адамовна с дочерями Аллой и Мариной в доме отдыха «Чайка» (позже «Буревестник-2»). Август 1958 г. Фото из семейного архива.

Маргарита Адамовна со старшей дочерью Аллой в Вишневке. 1964 г. Фото из семейного архива. 

А в те далекие 20-е годы ничто не предвещало несчастья. Отец был молод, полон сил, уважаем и даже любим своими подчиненными. Его слушались беспрекословно, он умел находить общий язык и с рабочими, и с коллегами. Работа кипела, дело шло в гору. В дом отдыха стали приезжать первые знаменитые гости, артисты Большого театра и МХАТа (в частности, Алла Тарасова). Адам Адамович был справедливым начальником, надежным компаньоном, хорошим другом окружающим его людям. Никто не мог ожидать беды.

И тем не менее настал тот роковой день в 1929 году. Среди команды рабочих оказались двое бывших заключенных, которые решили ограбить директора в день получения зарплаты. Гайлеш обычно ходил за деньгами в Туапсе, 14 км пешком по железной дороге. Преступникам было известно, что в определенный день Адам Адамович получит крупную сумму денег на весь штат сотрудников и будет возвращаться через железнодорожный тоннель. Бандиты выследили его и убили прямо в тоннеле, сначала ударив сзади топором, а потом выстрелив в голову из дробовика. По горькой иронии, денег при покойнике не оказалось: в тот день Адам Адамович не успел получить зарплату. Преступники не ушли от наказания. Увидев мертвое изуродованное тело своего директора, они пришли в ужас от содеянного и сами явились с повинной.

Первого директора пансионата с почестями похоронили на высокой горе, с которой открывался вид на море. Друг Адама Адамовича, местный житель Рудобельский, выбирая место для захоронения, сказал: «Адам любил горы и море. Пусть с его могилы будет видно и то, и другое». Над могилой посадили молодое деревце – кипарис, это был первый кипарис на территории «Буревестника-2», специально привезенный из Макопсе. Дочь Маргарита ежегодно навещала могилу отца и ухаживала за нею. Дерево выросло огромное, его было видно отовсюду. 

Пансионат – детище Адама Адамовича – процветал. Немало директоров сменилось на посту, но память об Адаме Адамовиче всегда сохранялась, гости «Буревестника-1» и «Буревестника-2» приходили к могиле почтить его. Однако, в 90-х годах участок земли вместе с могилой оказался приватизированным семьей Бориса Смирнова. Борис обещал Маргарите Адамовне в любое время обеспечить родственникам Гайлеша проход  месту захоронения, обещал ухаживать за могилой. Увы, эти обещания оказались пустыми словами. Ограда могилы была снесена, табличка выброшена, в кипарис новые хозяева вбили гвозди и сушили на нем ковры. Дерево погибло. По сути, могила Адама Адамовича оказалась оскверненной и запущенной. Сейчас место захоронения с трудом можно найти среди грядок с огурцами. 

 
могила

Место захоронения Адама Адамовича. Июль 2020. Фото Анны Горностаевой.

Печальная судьба постигла пансионат «Буревестник-1». Отделенный от «Буревестника-2», он остался без хозяина и был выставлен на продажу. Желающих приобрести территорию не нашлось. От шикарного, некогда цветущего комплекса ничего не осталось – заросли и развалины. Красивое, с колоннами главное здание, которое строилось под личным руководством Адама Адамовича, было разобрано местными жителями на кирпичи для своих хозяйственных нужд. От пансионата осталась лишь кипарисовая аллея на входе и лестница, ведущая к морю. 

фото пансионат Буревестник

Развалины пансионата «Буревестник-1». Июль 2020. Фото Анны Горностаевой.

Лестница к морю. Бывший пансионат «Буревестник-1». Июль 2020. Фото Анны Горностаевой.

Та же лестница к морю в пансионате «Буревестник-1». 23.08.1964. Фото из семейного архива.

Кипарисовая аллея. Бывший пансионат «Буревестник-1». Июль 2020. Фото Анны Горностаевой.

Внучка Адама Адамовича, Алла, в пансионате «Чайка» (позже «Буревестник-2». Ок.1960 г. Фото из семейного архива.

«Буревестник-2» до сих пор функционирует как пансионат. В нем была проведена полная реконструкция, снесены до основания практически все постройки и возведены новые. Печально, но дом, где жил Адам Адамович, был разрушен, хотя мог быть сохранен как памятник и реставрирован. Местные жители рассказывали, что, когда ломали этот дом, его было практически невозможно снести, настолько крепко и надежно он был построен.

Последняя фотография дома Адама Адамовича летом 2011. Фото Сузаны Янушевской.

Несмотря на все перемены и исчезающие исторические архитектурные памятники, память об Адаме Адамовиче Гайлеше бережно передается из поколения в поколение. В домашнем семейном архиве хранятся фотографии, а внуки, правнуки и праправнуки Гайлеша передают историю его жизни и трагической смерти друг другу. Жизнь потомков Адама Адамовича оказалась теснейшим образом связана с Кавказом и с пансионатом «Буревестник». Но это – уже другая история.

История жизни Адама Адамовича Гайлеша записана Анной Горностаевой со слов матери (внучки А. А. Гайлеша), Аллы Николаевны Емельяновой, в апреле 2020.