О так называемом дистанционном образовании.Опасные заблуждения. – Анна Горностаева

Жизнь перевернулась, вернее, вывернулась наизнанку. То, что школьники не будут ходить в школу еще несколько месяцев назад не могло присниться и в страшном сне. И тем не менее, это наша реальность. Если угодно, виртуальная реальность, прочно вошедшая в жизнь. По моему глубокому убеждению, многие родители сейчас находятся во власти опасных заблуждений, которые хотелось бы развеять.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 1: Дистанционное образование – это временная вынужденная мера.

Нет, не временная и не вынужденная. Наоборот – заранее (за несколько лет) спланированная , и пришла в нашу жизнь навсегда. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомится с программой об “Умном городе – 2030”, планом эксперимента по введению ЦОС и прочими документами по слому/ ликвидации старой системы образования.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 2. Лучше дистационка, чем вообще ничего.

Не лучше. Дистанционные занятия со взрослыми студентами имеют примерно 30% эффективности очного занятия и сопровождаются побочными эффектами: усталость, головные боли, потеря концентрации внимания. Со школьниками эффективность дистанционных уроков уходит в минус, так как детский организм не приспособлен под такую систему. Побочные эффекты намного хуже, чем у студентов. Доказательство – отчет НИИ гигиены и охраны здоровья школьников (июль 2020).

ЗАБЛУЖДЕНИЕ 3. Моего ребенка как-нибудь пронесет.

Подобную позицию занимают родители учеников начальной школы, которых дистант в полном объеме пока не коснулся, и некоторые родители старшеклассников, которым осталось “немного потерпеть” (как результат – наивысшая протестная активность родителей 6-7-классников). Друзья, не пронесет никого. Начальная школа перейдет в среднюю (то есть в отсутствие школы), старшеклассники, дотерпев до ЕГЭ, поступят в вузы с точно таким же малоэффективным дистанционным образованием. Пронесет исключительно тех, у кого нет детей и кто планирует уйти из этого мира, хлопнув дверью и не оставив после себя продолжения рода. Им – все равно. Нам с вами – нет.

 

МЭШ, РЭШ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ПОЧЕМУ ЭТО ПЛОХО?

Друзья, продолжаем разбираться со сложившейся ситуацией в образовании и постараемся дать объективный ответ на вопрос: почему то, что происходит сейчас, плохо и неприемлемо?

Сначала посмотрим на среднюю школу. Резкое снижение качества образования началось в 2001 году, когда вместо выпускных экзаменов ввели ЕГЭ. Система тестирования (упражнения на множественный выбор) является недостоверной в деле проверки знаний. А в качестве основного способа приобретения знаний она вообще неприемлема. Поскольку главные усилия направлены на то, чтобы научить детей отгадывать и ставить крестики в нужном месте, потеряли приоритет навыки активной речевой деятельности. Если раньше школьников учили пересказывать, составлять портреты героев, аргументированно отстаивать свою позицию, писать сочинения и изложения, то с введением тестов отпала необходимость в говорении и творческом письме. Более того, отпала необходимость даже в чтении, потому что школьники научились угадывать ответы, не читая тексты. Вместо сочинений-рассуждений пришло эссе (вещь небесполезная, но в формате ЕГЭ страшно клишированная и убивающая мысль).

С введением электронных платформ потребность читать, думать и формулировать мысли отпала совсем. Поколение, выросшее на МЭШ/ РЭШ, приобретает навыки упрощенного восприятия мира и примитивных реакций: картинка – кнопка – нажать. Мы все помним, как антиутопии показывают уничтожение языка как один из главных способов подчинения стада и воспитания покорности: немыслящие люди, упрощенные личности не способны ни анализировать, ни иметь свое мнение. Они умеют только потреблять и покоряться. Именно такое общество готовят электронные платформы.

С высшей школой дело обстоит еще сложнее. Если вопрос о переходе школьников на дистанционное образование обсуждается достаточно остро, то студентов вообще никто не спрашивает. Их переводят в дистант по умолчанию. Здесь надо признать, что студенты, в отличие от школьников, способны воспринимать знания дистанционно. Но – с огромной потерей эффективности и теми же побочными эффектами, что и у детей (ухудшение физического и психического здоровья). Кроме того, дистанционная подача знаний разрушает саму идею университета/ института как храма науки. Если вы поступили, например, в МГУ или другой достойный вуз, вряд ли занятия со своим компьютером на кухне могут оправдать надежды и заменить академический дух .

Итог: то, что происходит сейчас в системе образования – преступление. Да, именно такое слово. Вопрос, умышленное это злодейство или преступный непрофессионализм, пока открыт.

Что же делать? Помимо возобновления очного образования для всех классов, сделать можно и нужно следующее:

1. Признать, что так называемое дистанционное образование – фикция. Необходимо учитывать, что с марта 2020 полноценной учебы нет, более того – идет деградация, так как дети забывают то, что учили раньше. То есть к моменту выхода в школу ученики должны вернуться по программе в это же время в предыдущий класс (то есть примерно в март 2020). Делать вид, что образовательный процесс шел все это время, бессмысленно и преступно. Давайте признаем период так называемого дистанционного обучения длительными каникулами и начнем с той точки, где закончили. Как в войну, когда школы были закрыты, никто не подразумевал, что дети проходят программу самостоятельно. Вернулось мирное время – открылись школы, дети вернулись за парты, продолжили с того момента, на котором остановились.

2. Полностью пересмотреть программы по всем предметам. Здесь придется поработать методистам, чтобы восполнить потерянный год и не затягивать до бесконечности пребывание детей в школе. Скорее всего, придется сократить часы по непрофилирующим предметам, добавить часы по основным дисциплинам, интенсифицировать процесс. Также необходимо пересмотреть процедуру и график аттестации. В общем, работы – непочатый край. И начинать ее можно уже сейчас, освободив педагогов от бесполезных занятий «в дистанте». Пусть займутся важным и нужным делом.

3. Отменить ЕГЭ и систему тестирования как основной метод аттестации. Вернуть в школьную программу активные виды речевой деятельности, устные экзамены, сочинения, изложения. Обратить особое внимание на развитие языка и мышления, минимизировать использование электронных платформ.

4. Вернуться к традиционной системе обучения: живое общение «учитель-ученик», сертифицированные печатные материалы (учебники, тетради). Ликвидировать разрушающие здоровье плазменные панели, венуть доски с мелом (фломастерами). Воздержаться от использования материалов МЭШ даже как дополнительных до того момента, пока они не будут полностью сертифицированы.

5. Активно развивать социальную сторону и воспитание ребенка как личности в коллективе. Возродить совместные общественные мероприятия, театральные постановки и самодеятельность, активные игры (например, Зарница). 

6. Привлекать активных родителей к участию в школьной жизни и управлению, создавать родительские советы, укреплять взаимодействие между администрацией, педагогами, родителями и школьниками. Помнить, что всех нас объединяет общая цель – благо детей. И на достижение именно этой цели направлены все усилия, а не на зарабатывание баллов или поднятие рейтинга.

 

ЧУШЬ В РЕЧИ – БРЕД В ГОЛОВЕ – ХАОС В ЖИЗНИ

Лингвисты давно открыли, что язык формирует мысль. Сторонники модного сейчас направления – критического дискурс-анализа – утверждают, что политический дискурс создает как саму политику, так и грядущие изменения в мире. Рискну развить эту мысль и предположу, что то, как мы говорим, немедленно фиксируется действительностью, которая начинает подлаживаться под нашу речь и изменяться, чтобы ей соответствовать.

А говорим мы, друзья, полную чушь. Никто не замечал, что количество абсурда на душу населения прибавилось в разы? Мозг отказывается постичь бессмыслицу, которую несут отовсюду: с экранов, в объявлениях, на бумаге и в ежедневной речи. Приведу примеры.

1. Я звоню на свою кафедру и спрашиваю, в каком формате у меня сегодня планируются занятия (увы, это решаю не я). Секретарь в деканате бодро отвечает: «У вас очные занятия в дистанционном формате». Вам понятно? Мне – нет. Это как в загадке: «Мокрый, но сухой». Я не мастер отгадывать загадки, поэтому прошу уточнить: очные или дистанционные? Секретарь с раздражением отвечает: «Вы, наверное, не знаете, что дистанционное образование бывает в разном формате». Я с еще большим раздражением отвечаю, что по законодательству РФ дистанционного образования не существует, такого термина просто нет, есть электронное образование с применением дистанционных технологий. 

Ребята, мы с марта 2020 г. обсуждаем плюсы и минусы того, чего нет в принципе – нет дистанционного образования в нашей стране! По крайней мере, по закону. Но секретарю это не объяснить. Для человека «очное» и «дистанционное» – это вполне совместимые понятия. Можно заниматься очно, в аудитории, при этом в то же время дистанционно, из дома. Раздвоение личности. Шизофрения? Нет, наша жизнь.

2. Сообщение от классного руководителя школьника: «Дети будут оцениваться по результатам аудиторных занятий». Здесь надо добавить, что ребенок – старшеклассник и попал под программу одебиливания поколения, которое не пускают в школу. Задаю вопрос: «Когда детей допустят к аудиторным занятиям?», (предполагая, по  законам логики, что аудиторные занятия должны проходить в аудитории, то есть классной комнате). Ответ: «Аудиторные занятия проходят он-лайн». Друзья, как это понимать? Интернет – это аудитория? Зумы-тимсы – это все равно что классы – с партами, доской, живыми людьми? Виртуальная реальность = наша жизнь? Похоже, так, по крайней мере исходя из слов, которые мы употребляем.

3. По приказу ректора все студенческие группы с 13 ноября 2020 г. учатся дистанционно.  17 ноября приходит распоряжение из отдела кадров: всем преподавателям написать заявление: «Прошу перевести  мои группы в дистанционный формат обучения». Влезаю с очередными дурацкими вопросами: зачем мне просить о чем-то ректора, если он уже издал приказ? Более того, зачем просить о том, чего я не хочу? Если я попрошу не переводить мои группы в дистанционный формат, меня  послушают? С интонацией «ну ты тупа-ая» мне объясняют, что приказ обязателен для всех, отказаться нельзя. Тогда к чему заявление «Прошу перевести…»? 

Друзья, мы не понимаем разницу между «прошу» и «приказываю». Мы запутались среди «рекомендовано», «обязан», «необходимо» и «желательно». Нас штрафуют за каждое из действий – за соблюдение, нарушение, выполнение и невыполнение. Причем штрафуют те, кто не имеет право штрафовать, а указы и приказы издают те, кто не является законодательной властью. Эти указы даже ленятся обновлять (конечно, сколько мороки!), а просто издают новый указ «Заменить в предыдущем указе одну дату на другую». Заменить «помиловать» на «казнить». И в самом деле, какая разница?

 

Продавцы не имеет право обслуживать покупателей без масок, но, если они отказывают в обслуживании таким покупателям, их штрафуют по статье административного кодекса АК-14.8. Населению то ли рекомендовано, то ли приказано носить «гигиенические маски», но ни такого понятия, ни такого изделия не существует.  Скорая помощь перестала быть скорой, а стала совсем медленной. Оптимизированная медицина находится в глубоком пессимизме. 

Школьникам запретили ходить в школу, но, тем не менее, учащиеся должны учиться. Учителя вроде бы учат, но при этом дети ничему не учатся. Интернет интернетит, а пользы от него никакой.

Пока мы не наведем порядок в своей речи, в языке, полный хаос так и будет царить в нашей жизни. И ничего не наладится, до тех пор, пока не признаем очевидного, а будем прятаться за бредовой абсурдной терминологией. Давайте спасем русский язык и себя. Прямо сейчас. Иначе будет поздно.

 

ЭТО ТАКАЯ ИГРА

Помните, как в детстве: давай поиграем в магазин! Вот эти камешки – это как будто хлеб, а листики – молоко. Палки – это колбаса. Вместо денег – фантики. Покупатель, что вы хотите купить? Двести граммов колбасы? Сейчас я вам кусок палки отломлю… Давайте два рубля – два фантика.

А сейчас – то же самое, только со взрослыми. Нам говорят: давайте играть, что вы родители школьников, а мы как будто чиновники, которые типа отвечают за образование. И вы вроде как ведете детей в школу – понарошку, конечно. В школе учителя как будто учат, а ваши дети по правилам игры тоже должны делать вид, что учатся. Понарошку получают знания и даже оценки. Оценки – это фантики: синий фантик – тройка, зеленый – четверка, красный – пятерка. Желтый фантик – двойка. Пять желтых фантиков в конце игры можно обменять на один синий. Хотите красный фантик для своего ребенка? Напишите с ним вместе олимпиаду или реферат. То есть можно и без него, у нас же все понарошку. А потом мы поиграем в аттестацию. Аттестованы будут все, у нас беспроигрышная лотерея. По правилам игры школа не имеет права не аттестовать всех учеников – иначе администрация школы выбывает из игры. 

Как вам играется, дорогие родители? Не заигрались ли мы с вами? Не забыли ли главный вопрос задать – в чем цель игры и кто победит? Если продолжать аллегорию, то главная цель здесь – заменить как можно большее количество мозгов на фантики, причем не важно какого цвета. А победитель – тот, кто этими фантиками управляет. Он в игре не участвует, а смотрит откуда-то сверху и иногда корректирует правила. Такой боженька – Сбербоженька, и у него-то мозги точно на месте, фантиками до такой мерзкой извращенной игры не додуматься.

А вам как игра этого сезона, дорогие учителя? Многие из вас, правда, до сих пор не приспособились. Играете по старым правилам, например, думаете, что оценки – это стимул учиться. Давно уже не стимул, ни для детей, ни для родителей. В нашей школе учителя пишут ученикам вот такие смешные вещи (как будто всерьез пугают): «Оценка два. Тема прошла мимо тебя». Ну зачем открывать Америку, да еще с такой патетикой? Понятно, что не только эта тема прошла мимо. И не только мимо данного школьника. Вся программа и весь школьный год гордо промаршировали мимо юного поколения, пока оно сидело в своей виртуальной клетке. Или вот еще переписка учителя с родителем: «За работу – два. Все задания сделаны неправильно» (учитель). Ответ родителя: «Ребенок не понял тему». А в ответ – тишина… Вот и поговорили. 

Знаете, дорогие педагоги, хочется привести вам пример из давней жизни, когда «школы понарошку» еще не было, а была нормальная школа, в которой я когда-то училась. Да и вы все учились, вам повезло, в отличие от ваших учеников. Так вот, была у меня учительница по химии, Ольга Юльевна, человек влюбленный в свой предмет и искреннее не понимающая, как можно не обожать все эти атомы-молекулы-кислоты-щелочи. И каждый урок с ней был – как представление, когда «старуха», как она сама себя называла, прыгала по кафедре, темпераментно объясняя новую тему. А в конце урока она «простреливала» каждого, придирчиво выясняя, кто как усвоил материал. И не дай бог было не понять! Потому что такого, недоусвоившего хоть самую малость, «старуха» требовала к себе после уроков и не успокаивалась, пока ребенок не показывал блестящее владение темой. А если ты, не дай бог, проболел – милости просим, как минимум две недели дополнительных занятий, один на один с приставучей Ольгой Юльевной, пока сам не станешь Менделеевым… По химии у нас двоечников не было, их просто не могло быть при таком подходе. Знаете, когда ученик получал два по химии? Когда систематически игнорировал приглашения на дополнительные занятия. Тогда «старуха» выходила из себя и ругалась: «Етит твою валентность! Бедный, маленький ребеночек болел, пропустил тему, я хочу помочь ему, жду его каждый день уже вторую неделю! А он плюет на меня, старуху. Все, я ждала и верила сердцу вопреки, он обманул, не пришел, ставлю два!» И такие случаи можно было по пальцам пересчитать. А в результате даже самые закоренелые гуманитарии так знали школьную программу по химии, что смело могли не напрягаясь сдавать вступительный экзамен в вуз…

К чему это я о делах давно минувших. Надоела эта игра в «понарошку». Надоела как бы учеба, вроде как программа и типа занятия. Фиктивная аттестация тоже не интересует. Даже каникулы понарошку – это не каникулы. Заигрались мы с вами, господа. А жизнь между тем проходит мимо наших детей. Хватит с нас виртуальной реальности. Хватит «аудиторных занятий» в тимс, конкурсов он-лайн, дружбы по интернету. Поэтому когда вас приглашают во что-то поиграть – не спешите соглашаться. Эта игра не честная. В ней нет шансов победить.