История пансионата “Буревестник” часть 2 – Анна Горностаева

НАЧАЛО  И  ПРОДОЛЖЕНИЕ  СТРОИТЕЛЬСТВА

В 1928 году, когда после пяти лет строительства открылся тот пансионат, который сейчас носит имя «Буревестник», его название было совсем другим. Поскольку место отдыха было предназначено для театральной богемы, один из участков, расположенный ближе к поселку Лазаревское, получил название «д.о. РабИс-1» (много позже – «Буревестник-1». Второй холм, ближе к Туапсе, был отдан «д.о. РабИс-2» (много позже – «Буревестник-2»). В 50-х годах появилось еще одно отделение, сейчас называемое «Буревестник-3».

О смене названий стоит сказать отдельно. За почти сотню лет своего существования отделения пансионата назывались по-разному. Так, до начала 50-х годов были: 1) РабИс-1,  2) РабИс-2, 3) Сельмаш; в середине 50-х названия сменились на: 1) Буревестник,  2) Чайка, 3) Новатор. Чуть позже «Новатор» переименовали в «Волну», потом «Спутник», и так же назвали железнодорожную платформу, которая существует по сей день. Название «Спутник» относилось также к международному студенческому лагерю, который пришел на смену театральному сообществу. В декабре 1963 года все три названия изменили на 1) Буревестник-1, 2) Буревестник-2, 3) Буревестник-3. В 80-х годах «Буревестник-1» был отделен от своих собратьев, в 90-х выставлен на продажу под именем «Гелиос», а потом и вовсе прекратил свое существование, придя в запустение.

Контингент отдыхающих также менялся. С момента открытия дома отдыха в 1928 г. и до 60-х годов ХХ века здесь можно было увидеть балетную труппу Большого театра, ансамбль Моисеева почти в полном составе, самого руководителя Игоря Моисеева с женой Тамарой; на пляже легко было столкнуться с Михаилом Яншиным или Алексеем Грибовым, а также услышать пение оперной дивы Валерии Барсовой, имевшей привычку заплывать далеко в море и упражнять свой сильный голос так, что на пляже его было слышно. 

Знаменитые гости дома отдыха играли в большой теннис на теннисном корте (в 60-е годы на его месте разбили волейбольную площадку), а вечерами гости собирались в летнем кинотеатре, где на сцену выходил Аркадий Райкин и звезды балета. На море в день Нептуна разыгрывались самые настоящие спектакли с заранее написанными сценариями. Все было пронизано театральной атмосферой и артистическим задором. На представления допускались все, без ограничений. Местные мальчишки, постоянные зрители и поклонники большого искусства, босые и в одних трусах (в летнее время одежду берегли и не носили, а обуви и вовсе не было), сидели рядом со знаменитостями, известными на всю страну. Так гремели веселые 50-е годы – счастливое для пансионата и его обитателей время.

В начале 60-х годов на смену артистам Большого театра и МХАТа пришли студенты и преподавательский состав РУДН им. П. Лумумбы, а также иностранные гости. Пансионат наполнился многоголосьем разнообразных наречий и людьми с разным цветом кожи. Кубинцы, вьетнамцы, гости из Йемена и Эфиопии, польские и чехословацкие студенты – какие только страны здесь не были представлены!  Приезжали как обычные студенты, так и золотая молодежь со всего мира – дети богачей и шейхов. Последние были недовольны простыми условиями в пансионате. Дом отдыха не мог похвастаться шикарным сервисом или апартаментами высшего класса. Размещение, питание, услуги – все было скромно, но по тем временам достойно. Зато развлечений – хоть отбавляй: три кинотеатра и три танцплощадки (в каждом отделении свои), по вечерам непременно концерты, устраиваемые силами студентов и танцы до упаду. Периодически объявлялся день какого-либо землячества: землячество Африки, Азии, Латинской Америки. Представители этой части мира пели национальные песни, исполняли танцы, проводили веселые конкурсы. Территория дома отдыха была всегда открыта для всех, поэтому в зрителях недостатка не было: посмотреть и поддержать выступающих приходили и местные жители, и отдыхающие, снимающие комнаты в поселке «Вишневка». Контракт, продлившийся с университетом дружбы народов 20 лет, закончился в 1980-х, когда территория «Буревестника-2» и «Буревестника-3» была передана в введение МГУ, а «Буревестник-1» еще несколько лет переходил из рук в руки, пока его не постигла печальная судьба. По некоторым сведениям, его территория была приобретена Е. Батуриной (супругой бывшего мэра Москвы Ю. Лужкова) в качестве инвестиции в недвижимость, однако ни строительства, ни развития не последовало. 

«Буревестнику-2» и «Буревестнику-3» можно сказать, повезло. В непростые 80-е и переломные 90-е пансионат выстоял, обновился, реконструировался. На смену старым деревянным корпусам пришли новые, со всеми удобствами. Правда, с реконструкцией было утрачено многое из прежней, милой и уютной жизни: навсегда ушли в прошлое старинные здания, привычные фонтаны, изменилась территория. Пансионаты стали закрытыми – в заборами и охраной. Но невозможно сохранить прошлое в полном объеме, живя в настоящем. Однако воспоминания об этом прошлом живы.

Сотню лет назад началось строительство дома отдыха под руководством его основателя и первого директора. Адам Адамович Гайлеш, назначенный сюда дирекцией московского Большого театра, проявил себя как энергичный организатор и хороший руководитель. Он легко находил общий язык с людьми, рабочие его любили и ценили.  

Адам Гайлеш. Около 1910 г. Фото из семейного архива.

Основатель и первый директор пансионата, Адам Адамович Гайлеш. Около 1925 г. В Сочи. Фото из семейного архива.

Территория для двух отделений «РабИса» была лишь частично обжита: до революции здесь располагались дачи помещиков из Москвы и Санкт-Петербурга, а предстояло возвести корпуса, столовые, площадки для отдыха. Строительство закипело в 1923 г., и вскоре первые оштукатуренные побеленные домики уже встречали гостей. Официальное открытие «РабИса» состоялось в 1928 г., когда после смерти Бехтерева весь участок был национализирован.

В ущелье между первым и вторым отделением еще при Бехтереве существовала гидроэлектростанция на небольшой горной речке. Она снабжала электричеством оба РабИса, пока не пришла в негодность и не была разобрана на металлолом в 50-е годы.

Ущелье и речка между первым и вторым отделениями пансионата. 2020 г.

 

Работать было сложно, в окрестностях не было даже дорог для подвоза стройматериалов. Единственный путь, который соединял в то время Сочи и Туапсе – это однопутная железная дорога. Шоссе через горы было построено много позже, а в те далекие 20-е годы году первому директору дома отдыха приходилось разъезжать по горным тропам на мотоцикле или ходить пешком по железной дороге. Часто, выйдя на вершину горы (там, где находится сейчас «Буревестник-2»), Адам Адамович кричал через ущелье, отдавая указания рабочим, находящимся на другой горе («Буревестник-1»). 

Адам Адамович проживал во втором отделении в старинном здании, где вплоть до 2013 года располагалась администрация пансионата. Но и в первом отделении было отведено здание для администрации, в два этажа, с террасой (бывшая дача артиста Качалова). Гайлеш пробыл в должности директора пансионата всего несколько лет. В 1929 году он был убит бандитами в тоннеле, расположенном на железной дороге между первым и вторым отделением, когда возвращался пешком из Туапсе с зарплатой для рабочих. Этот тоннель сохранился до сих пор. Первый директор похоронен на территории пансионата, который он создал, прямо у ворот нынешнего «Буревестника-2».

Вернемся на сто лет назад, в 20-е годы и попробуем представить себе окрестности. Вдоль моря в то время шла непрерывная широкая полоса пляжа. От Макопсе до Магри можно было идти вдоль моря по мелкой гальке несколько километров. 

Берег моря перед поселком Магри. 1960-е годы. Фото из семейного архива.

Позднее рельеф изменился, остались лишь небольшие участки пляжей в бухтах, море поглотило большой кусок территории и стало наступать на берег так, что во многих местах пришлось поставить волнорезы. Произошло это в результате широко развернувшегося строительства: галька с пляжа вывозилась и использовалась как местными жителями, так и строителями дома отдыха как основа для будущих зданий. Увы, такая активность привела к изменению береговой полосы, и не в лучшую сторону. Пляж всех трех отделений сейчас представляет собой неширокую полосу  длиной около ста метров, с довольно крупной галькой. Он разделан на части лишь условно.

Пляж пансионата на закате. 1960-е годы. Фото из семейного архива.

Пляж пансионата. 1970-е годы. Фото из семейного архива.

В разные годы на пляже работало несколько причалов и спасательных станций. В 60-е годы один из них был расположен прямо напротив железнодорожного моста между первым и вторым отделением. Потом этот причал убрали. Основная станция находилась в районе второго отделения, где располагался аэрарий, причал и спасательная служба. 

Причал на пляже. 1980 г. Фото из семейного архива.

В 90-е годы аэрарий сгорел во время пожара, а на пляже выросли «приметы времени»: кафе, палатки, малый бизнес. Кое-что из этого, в облагороженном виде,  сохранилось до сих пор.

Пляж пансионата «Буревестник». 2020 г.

За горой, от пляжа «Буревестника» в сторону Лазаревской, расположился дикий пляж с живописными обломками скал, торчащими из моря. Сейчас прохода по берегу от пансионата туда нет, можно попасть лишь спустившись по горе вниз от переулка Бородина. 

Дикий пляж. 1977 г.

Огромные каменные плиты упали в море, видимо, в результате горного обвала, произошедшего более сотни лет назад. Местные жители и отдыхающие всегда ценили это место за его красоту и уединенность.

Дикий пляж. 1953 г. На фото местный житель Алеша Емельянов.

Вдоль моря уже была проложена одна колея железной дороги. По ней ходил всего один поезд, раз в сутки. Это был типичный для того времени паровоз в восемью вагонами. Называлась эта машина «Матриса» и ходила от станции Кавказская (на Кубани, в районе горы Индюк) до Сочи. У нового дома отдыха была своя платформа, названная тоже «РабИс». Она располагалась прямо в том месте, где сейчас находится подножье лестницы, ведущей в «Буревестник-2», то есть в сотне метров от современной платформы «Спутник» в сторону Лазаревской. Поезд останавливался у платформы ровно на минуту, и артисты, прибывавшие на отдых, готовились к высадке заранее: все надо было сделать очень быстро. Сначала пассажиры выбрасывали из вагонов чемоданы, прямо на платформу, а потом оперативно выпрыгивали сами. 

Здесь их уже поджидала повозка, запряженная всем известной кобылой Машкой и возница – иранец Юсуп. Поскольку спуск к морю и подъем на гору, к корпусам, представлял собой сложный путь, без их помощи было не обойтись. С территории второго отделения к железной дороге и пляжу вела извилистая дорожка, по которой постоянно и ездила повозка. Именно в честь трудолюбивой лошадки путь получил название «Машкина дорога», запечатлев в истории имя той, которая, под управлением хозяина, терпеливо перевозила первых прибывающих на курорт артистов от железнодорожной платформы к дому отдыха и обратно, с горы – к морю. Позже была построена лестница, но Машка и повозка продолжали пользоваться популярностью. Артисты, в ожидании своих прибывающих на курорт коллег, украшали повозку воздушными шариками и устраивали веселую встречу у платформы. Немногословностью и сдержанностью в этой веселой компании отличался лишь возница. У Юсупа была своя, немного загадочная история. Этот человек появился в Вишневке в начале 20-х годов и до самой смерти служил конюхом в пансионате, исполняя свои обязанности прилежно и аккуратно. Однако, тридцать лет спустя после приезда в пансионат, внезапно запросился на родину в Иран, в отпуск. Это было удивительно, так как ранее Юсуп не вспоминал о родине и не стремился вернуться туда. Его отпустили, без всякой надежды, что иранец вернется. Прошло три месяца – и Юсуп вновь появился в пансионате, такой же спокойный и неразговорчивый. Он вновь принялся за свое дело, вернулся к Машке (понятно, что лошади менялись, но имя традиционно было одно и то же) и ни словом не обмолвился, зачем он ездил на родину. Тем не менее, в пансионате разнесся слух о цели поездки Юсупа в Иран: много лет назад, уезжая оттуда, он знал, что непременно должен вернуться, так как там остался его кровник. Кровная месть – у некоторых народов дело святое, и Юсуп не мог успокоиться, пока не исполнил свой долг. Разобравшись в врагом, он вернулся в Сочи и уже никогда больше не уезжал оттуда. 

Машка была не единственной лошадью в пансионате. На благо отдыхающих трудились еще белый конь Орлик и Туман, вороной масти, работавшие под началом конюха Александра Ивановича Емельянова. Лошади использовались не только для перевозок повозки с пассажирами, но и для хозяйственных работ – вывоза мусора, строительства, сбора урожая. В доме отдыха в то или иное время работали и другие члены семьи Емельяновых: Нина Ивановна, жена Александра Ивановича, работала посудомойкой в обоих отделениях пансионата, старший сын Валентин работал механиком на втором отделении, средний Геннадий работал на строительстве (в частности, строил лестницу к морю из «Буревестника-3». Младший сын Алексей в начале 60-х работал спасателем на причале на пляже (в то время это был причал первого отделения Буревестника, находился прямо у подножья лестницы.

Лестницы, ведущие от моря на вершины гор, к корпусам, строились по мере развития дома отдыха. В «Буревестнике-2» сначала была установлена деревянная лестница.

Санаторий РабИс-2 (в будущем «Буревестник-2». На лестнице – дочь основателя санатория Маргарита Адамовна с мужем Николаем (в военной форме). 26 августа 1946 г.

В 50-е годы на смену деревянной лестнице пришла каменная.

7 ноября 1951 г. На лестнице пансионата Валентин Емельянов (слева) с друзьями.

Лестница пансионата «Чайка» (сейчас «Буревестник-2»). Около 1959 г.

1963 г.  Лестница пансионата «Чайка» (сейчас «Буревестник-2»). Алла Кошаева, внучка основателя пансионата, А.А. Гайлеша.

Граница между первым и вторым отделением дома отдыха проходила и проходит до сих пор по границе поселка «Вишневка». Из одного отделения в другое можно попасть либо по шоссе, либо по общему для всех трех отделений пляжу. Известно, что при Адаме Адамовиче была проложена грунтовая дорожка по ущелью, как раз неподалеку от старой гидроэлектростанции, она существовала как пешеходная вплоть до 50-х годов, но потом она заросла и исчезла. 

1960-е гг. Поселок Вишневка, граница между первым и вторым отделением пансионата. 

Дом отдыха хорошел и развивался, тянулись вверх молодые кипарисы, достраивались новые корпуса. На смену оштукатуренным домикам пришли деревянные, с террасками, балкончиками и перилами. Новый курорт набирал силу, наполнялся задором и энергией, гостеприимно встречал отдыхающих.