Новые встречи с Египтом – Анна Горностаева

Наконец-то российских туристов вновь пустили в Египет. Закончился период напряженности и закрытости, и вот мы снова на Красном море. Нас здесь ждали,  нам рады. Особенных изменений за последнее десятилетие не произошло. Здесь все такой же навязчивый сервис (за ваши деньги – любой каприз), то же внимание к русским «Наташам», те же приколы, заточенные под русских, например, магазины «Гум» и «Цум» и выученные заранее фразы, милые нашему сердцу: «День седьмого ноября – красный день календаря… Ты почему трезвый?», «Почему – по кочану» и прочий фольклор. 

Магазины «ГУМ» и «ЦУМ»

А главное – нас встречают все те же чудесные кораллы и разноцветные рыбки, а также старинные храмы, которые со временем становятся все притягательнее. С них, с храмов, с начнем обзор недавней ноябрьской поездки в Хургаду. 

Карнакский храм

Первое, куда везут туристов – это, конечно, Карнакский храм в Луксоре, на восточном берегу Нила, построенный самым фараонским фараоном Рамзесом вторым. 

Рамзесов, надо сказать, было великое множество, но самые выдающиеся из них – второй и третий. Кстати, третий не был сыном второго, как можно было бы подумать. Так вот, второй из Рамзесов прожил 94 года, правил 65 из них, имел 49 жен и 109 детей – вот какой молодец. И, как образцовый правитель, воздвиг в свою честь шикарный храм, фрагменты которого сохранились в очень приличном состоянии. Поразительно, но краска на стенах и колоннах – та самая, тринадцатого века до нашей эры. Говорить об этом можно с уверенностью, потому что в Египте запрещено обновлять краску на старинных храмах при реставрации.

Роспись на стенах Карнакского храма

Вид на внутреннюю площадь

Запаситесь заранее однодолларовыми купюрами: за эту бумажку местные служители проводят вас в закрытые гробницы, покажут памятник жуку-скарабею, вокруг которой надо непременно обойти семь раз, чтобы исполнилось желание. А экскурсоводы обязательно рассказывают каждой группе пикантную историю про пожилого жреца, который остался единственным мужчиной в городе, откуда все воины ушли в поход… Как вы думаете, что произошло? Правильно, через девять месяцев у всех женщин города родилось по ребенку. И, самое удивительное, все дети оказались мальчиками. Вернувшиеся из похода мужья хотели сначала примерно наказать дамского любимца, но, поразмыслив, признали его заслуги: ведь, как-никак, он в одиночку целую новую армию настрогал. Поэтому ограничились тем, что отрезали ему одну ногу и одну руку, а самые необходимые для реализации его таланта органы все же оставили. Изображение однорукого и одноногого бога можно видеть на одной из колонн храма.

Далее надо непременно посетить храм царицы Хатшепсут (на западном берегу Нила), женщины-фараона, или, как сейчас сказали бы любители модных феминитивов, «фараонки». Это достойная дама продержалась на троне целых 22 года, подвинув и мужа, и пасынка,  и правила мудро и справедливо. На официальных праздниках она наряжалась в мужской костюм и приклеивала фальшивую бороду, чтобы не гневить богов и людей лишний раз. Впрочем, о ее принадлежности к женскому полу все знали и принимали это как должное, а гонения на Хатшепсут начались только после ее смерти, когда ее пасынок Тутмос третий приказал сбить со стен храмов изображения царицы. Уничтожить память о Хатшепсут не удалось, зато все узнали, насколько мелочным и мстительным оказался вредный Тутмос.

На подъезде к храму Хатшепсут красуются два великана-сфинкса, которые называются колоссами Мемнона. Первоначально они планировались как украшение храма Аменхотепа. От этого храма сейчас мало что осталось, да и сами статуи неоднократно страдали во время разливов Нила. Для туристов – это то место, где непременно нужно сфотографироваться, чтобы иметь  доказательство того, что ты был в Луксоре.

Колоссы Мемнона

Храм царицы Хатшепсут

По замыслу царицы, прекрасный храм должен был соединиться с соседней горой, долиной захороненных царей. Там строились подземные посмертные пристанища фараонов – у кого шикарные, у кого попроще. Меньше всех после смерти повезло Тутанхамону: умер он скоропостижно, хоронили в спешке, в недостроенной гробнице. Место захоронения замаскировали плохо, поэтому гробница была обнаружена и разграблена расхитителями. По горькой иронии, именно это обстоятельство принесло Тутанхамону известность, а больше он ничем прославиться не успел, так как на момент смерти ему было всего лишь 19 лет.

Вход в гробницу Тутанхамона

Гробницы фараонов впечатляют монументальностью и основательностью постройки и украшений. Ясно видно, к загробной жизни люди готовились серьезно. Размеры и форма коридоров напоминают московские подземные переходы, а роспись стен – мозаику наиболее старых станций метро. Красиво, чисто, просторно.

Гробница Рамзеса второго

Отдельные фараоны, утверждая проект своей посмертной квартиры, позаботились о будущих туристах и сделали довольно пологий спуск в гробницу. Образцовый пример в этом смысле – Рамзес третий, умница. Всего лишь легкий уклон под гору: идешь, любуешься росписью стен и потолка, наслаждаешься. А вот Рамзес девятый не порадовал отвесным спуском и столь же тяжелым подъемом. Ноги переломать можно!

Гробница Рамзеса третьего

Напрыгавшись по гробницам на жаре (а здесь даже в ноябре – жара, как говорят местные, «очень тепло»), хорошо закончить день круизом по Нилу и прогулкой по банановой ферме. Да, здесь есть банановые заросли (плоды маленькие, но вкусные). И манго здесь выращивают.

Нил

На банановой ферме

Еще одно египетское “must do” – это поездка в пустыню. Не стоит обольщаться, что вас повезут в гости к бедуинам, как оно обещается в начале пути. Бедуины – люди занятые, живут своей размеренной и закрытой жизнью, и толпы туристов, ежедневно прибывающие «в гости», им, естественно, нужны примерно так, как нам с вами незваные посетители в наши городские квартиры. Поэтому те, кто нас встречает, это специально обученные люди, готовые с радостью за умеренную плату прокатить вас на верблюдах, джипах и квадроциклах, а также продать что-нибудь целебно-бедуинское, что помогает от всех болезней сразу, включая модный вирус и все его штаммы. Травяные чаи и лечебные мази здесь на любителя, а вот поездить по раскаленной пустыне, в пыли и грязи, под рычание мотора – это обязательно. Потому что где еще ощутить такой кайф?

При этом непременно следует намотать арафатку и вообразить себя бедуином, свободным от таких формальностей, как паспорт, СНИЛС и. прости господи, куар-код. Ибо верблюд – это не общественный транспорт, который возит только товарищей с аусвайсами. Верблюды – они против сегрегации.

Местные фотографы практикуют вот такие интересные ракурсы. Как это сделано – можно легко догадаться. Не все же солнце на ладони держать, надо и с обломком скалы поразвлекаться.

Да, Аравийская пустыня прекрасна. Раньше она была морским дном с подводными вулканами. Скалы – это и есть вулканы, потухшие много лет назад. 

Немного про отели в Хургаде. Они самые разные – от супершикарных, когда отель – это целый цветущий оазис, до очень скромных, втиснувшихся между домами на городских улицах. Но на территории даже самого маленького отеля есть кусочек красоты.

Египетское постельно-полотенечное творчество в отелях, как всегда прекрасно. За один доллар вам сложат слона, лодку, сердечко, крокодила и все, что придет на ум изобретательным товарищам из обслуги номеров. Для скульптур используются полотенца, подушки и все аксессуары, которые предприимчивые работники найдут в номере (например, очки). И пусть иногда они забывают помыть пол; зато, придя с пляжа, вы займетесь увлекательным разбором этой конструкции, для того, чтобы вытащить полотенце и отправиться с ним в душ.

Но горе вам, если оставленный для уборщика доллар был старого образца или, скажем, мятым. Вы тут же получите возмущенный ответ – сложенное на полу нечто, символизирующее обиду художника: то ли разбитое сердце, то ли какашка – я так и не поняла. Вот вам пример межкультурной коммуникации посредством невербальных способов (а именно, полотенец).

Закончить обзор хочется вечной ценностью Египта, тем, ради чего стоит туда попасть хотя бы раз в жизни. Конечно, это теплое море (температура в нем никогда не опускается ниже 24 градусов). Это чудный подводный мир, наполненный таким цветом и разнообразием, что невозможно оторваться. Это богатство природы, буйство красок, причудливые формы коралловых рифов. Очень рекомендую!

23.11.2021

АГ