“Белая лошадь” и экологически чистое современное искусство – Анна Горностаева

К современному искусству я отношусь, мягко говоря, скептически. Как неподготовленный и, чего уж там скрывать, мало просвещенный потребитель, жажду чего-нибудь понятного, конкретного, имеющего аналог в реальности. Мишки на бревне или кораблики в море – это да, это мое. А всякие квадратики-овалы-зигзаги, зверская мешанина цветов – увы, мимо. Не дано понять красоты мысли, поэтому скромно молчу. 

Балет современный не воспринимаю. Катаются танцоры по сцене, ползают на брюхе, вместо того, чтобы встать на ноги и показать свое мастерство. Нет, не «заходят» такие формы выражения. Современный театр даже упоминать не буду – есть люди, которые так хорошо его понимают и объясняют, что надо слушать их, а не меня.

Все вышесказанное скорее говорит о моем невежестве, чем о слабости современных форм выражения прекрасного. Но все же есть в новомодных течениях нечто, способное произвести впечатление даже на таких твердолобых ретроградов, к которым я себя причисляю. Поэтому хочу рассказать про  то, что действительно поразило и оставило след в душе: про выставку. На нее я попала совершенно случайно: на юге, жарким летним днем возвращались с семьей с геленджикского пляжа в отель. Увидели на обочине дороги интересную инсталляцию – огромная рыба из проволочного каркаса, внутри сплошь набита пустыми пластиковыми бутылками. А на заборе рядом – надпись: «Белая лошадь». Сочетание рыбы с лошадью показалось интересным. Захотелось заглянуть за забор. 

Заглянули – а там, в небольшом уютном дворике, вот такое: по периметру забора в старых рамах – окна, а в окнах – загадочная красота. Ну как тут было не зайти?

 

И попали мы в галерею одной очень интересной художницы. Зовут ее Нина Никифорова, и она создает свои работы из…  мусора. Да, именно из мусора и отходов. Меня лично глубоко тронули два момента. Первое – то, что основной материал для своего творчества она подбирает на берегу моря после шторма.  А я знаю, как это увлекательно – гулять вдоль береговой полосы и подбирать разные занятные штуки, выброшенные волнами. Невольно задаешься вопросами: откуда приплыл этот вывороченный с корнями пень? Кто носил этот ботинок? Какой ребенок играл в эту куклу? И начинаешь фантазировать…

Видимо, Нину Никифорову интересовали те же самые вопросы. А еще она задумалась о том, как дать этим бесполезным выброшенным стихией на берег вещам новую жизнь. Как обыграть то, что когда-то служило людям, а потом было небрежно выкинуто хозяевами на свалку или – того хуже – прямо на берег, в море? Она бережно подбирала этот мусор, комбинировала детали, и получалось произведение. Например, вот такая женская фигура, созданная из разбитого манекена, с добавлением аксессуаров.

И второе, что поразило, это биография автора. Ведь все это – творчество, инсталляции, картины – пришло в ее жизнь совершенно случайно, когда нашей героине было уже за пятьдесят. А до этого момента она сделала успешную карьеру врача, много лет занималась любимой работой и даже не помышляла о подобных изменениях в своей судьбе. Все произошло в один момент, когда после аварии и тяжелой травмы она не смогла больше заниматься медициной. Творчество – это способ отвлечься, залечить душевные раны, противостоять стрессу от крутых перемен в жизни и в собственном физическом состоянии. 

И вот, из подручного материала, из остатков и обрезков, возникает нечто принципиально новое, удивительное, наводящее на мысли. Разве это не чудо?

Каждый, конечно, видит в этих работах что-то свое. Можно придумать целую историю вокруг каждой картины, дать волю воображению и создать  романтическую сказку. Например, глядя на эту работу, в центре которой – золотые сосуды (сделанные из обычных пластиковых бутылок), невольно вспоминаешь о сокровищах падишахов и раджей, о несметных богатствах как символе успешности и благополучия.

А эта работа, названная автором «Глаз Вселенной», завораживает своей притягательностью. То ли это действительно всевидящее око, то ли рыба, то ли какое-то сказочное существо…

Гуляя по галерее, каждый из гостей находит что-то особенное, что привлекает его взор и наводит на размышления. Это может быть изображение женского платья или инсталляция, представляющая целый город.

Сказочные города – часто встречающийся сюжет в творчестве художницы. Особенно красиво смотрятся города на берегу моря, как вот этот:

Конечно, все заметят фигуру Маргариты, которая сидит на крыше галереи и задумчиво смотрит вдаль. Эта прекрасная женщина сделана из распущенных полиэтиленовых пакетов.

Главный посыл в творчестве Нины Никифоровой – забота о планете Земля, о сохранении природы и человечества. Не случайно в ее картинах мрачные и темные цвета соседствуют с яркими и радостными. Это значит: надежда на светлое будущее жива, люди смогут сохранить мир и себя в нем. Избавляя берег моря от мусора, художница подает нам пример: давайте объединим наши усилия, очистим землю от грязи – и в прямом, и в переносном смысле. Этот автомобильный резиновый коврик, выброшенный штормом на берег, послужил фоном картины, смысл которой очевиден: планета нуждается в спасении, необходимо защитить наш такой маленький и такой прекрасный земной шар.

И, конечно, не забываем о душе. Ведь все в человеке должно присутствовать в гармонии: доброта, благородство, забота о близких и об окружающей среде, единение с природой и вера в справедливость. 

Тема моря, как источника вдохновения, как нашего общего достояния, как средоточия красоты и силы, одна из главных  в творчестве. Вот какие прекрасные сюжеты предлагает Нина Никифорова:

Или вот этот шедевр, созданный исключительно из пакетов для мусора разного цвета

Внизу под картиной, как бы выходя за ее рамки, располагается сеть с уловом (рыбки выполнены из старых пластиковых баночек из-под йогурта и бутылок). Это значит: море щедро предлагает нам свои дары, давайте же и мы будем относиться к нему бережно – не засорять, охранять и отвечать ему благодарностью.

Сейчас Нина Никифорова – довольно известная личность. Ее галерея «Белая лошадь» привлекает внимание посетителей и журналистов (одновременно с нами выставку посетили ведущие программы «Орел-решка» и даже сняли сюжет об этом). Художница оформляет интерьеры, ее приглашают к себе известные политики и деятели культуры. На сочинской олимпиаде 2014 года Нина Никифорова несла факел. Но дело даже не в славе и не в успешности ее проектов. Главное – то, что она вкладывает душу в свое творчество, делает это искренне и с любовью к миру и к людям. И мир становится лучше благодаря ей. А люди, глядя на ее работы, задумываются, находят ответы на вопросы, испытывают разные эмоции. Как мне кажется – приятные.

И последнее: о книге, которая называется «Крутой поворот или прививка от старости». Вторая часть названия, скажу честно, мне не очень нравится: слишком модное слово «прививка» вызывает у меня неприятные ассоциации, а в старости я ничего страшного не вижу – так зачем от нее убегать? А вот крутой поворот – штука занятная, всегда интересная и часто полезная в жизни. Поэтому книгу рекомендую: чтение приятное, неторопливое, с размышлениями о красоте, вечности, творчестве, мудрости и обо всем, что только захочется читателю. Книга, написанная с заботой о людях, с открытым сердцем и добрым настроем. Я свой экземпляр заполучила и бережно храню.