Адам Гайлеш – основатель и первый директор пансионата «Буревестник» – Анна Горностаева

А.А. Горностаева

Московский государственный лингвистический университет

Аннотация: Статья посвящена  истории возникновения и развития пансионата «Буревестник» в городе Сочи и его основателю и первому директору Адаму Адамовичу Гайлешу. В 2028 году пансионату исполняется сто лет со дня основания, его история тесно связана с развитием культуры и искусства России. «Буревестник» изначально был открыт как дом отдыха для работников искусства – служителей Большого театра и театра МХАТ. Сейчас пансионат находится в ведении МГУ им. М.В. Ломоносова. В статье приводятся данные биографии основателя пансионата, отмечается его вклад в культуру.

Ключевые слова: «Буревестник», Большой театр, МХАТ, Адам Гайлеш, основатель, директор, культура. 

Введение

Пансионат «Буревестник» расположен в Лазаревском районе города Сочи и известен как одна из самых популярных здравниц России на берегу Черного моря. С 1983 года «Буревестник» является базой отдыха МГУ им. М.В. Ломоносова и каждый сезон принимает тысячи гостей. Несмотря на почти столетнюю историю пансионата, полную событий и ярких имен, обстоятельства его основания, а также личность основателя и первого директора до сих пор не были широко известны. Статья основана на документальных материалах, предоставленных потомками Адама Адамовича Гайлеша, и также музеем города Сочи. Основой для написания статьи послужили рассказы членов семьи А.А. Гайлеша, интервью с очевидцами событий, материал из архива Большого театра. История пансионата «Буревестник», история жизни его основателя тесно связаны с развитием истории и культуры России. 

Дореволюционные дачи

История пансионата началась на Кавказе почти сто лет назад, когда правительство молодой советской республики приняло решение основать курорт на базе национализированных дач помещиков Москвы и Санкт-Петербурга. Три из них находились в районе деревни Вишневая: дача артиста В.И. Качалова, усадьба хлеботорговца С.Т. Овсянникова и домик врача В.М. Бехтерева. 

О Владимире Михайловиче Бехтереве следует сказать отдельно. Еще до Октябрьской революции, в 1899 году знаменитый ученый подал прошение об отводе ему участка на Черноморском побережье. В декабре 1903 г. был выделен участок №4 в урочище Макопсе Черноморской губернии, Сочинского округа, Туапсинского лесничества, в районе деревни Вишневой (ныне микрорайон Вишневка Лазаревского района города-курорта Сочи). В 1903 году была построена небольшая дача на берегу Черного моря, куда Бехтерев приезжал вместе с семьей, периодически жил там и работал,  вплоть до своей внезапной и загадочной смерти в 1927 г. Местечко это называлось по имени владельца – Бехтеревка. Известно, что сын Бехтерева Петр Владимирович и внучка Наталья приезжали на дачу незадолго до смерти доктора. Это подтверждает письмо Натальи Петровны, адресованное музею истории г. Сочи в 1988 году, в котором она вспоминает «палисадник из роз и фруктовый сад». Действительно, домик Бехтерева располагался посреди сада, в котором было около двух тысяч фруктовых деревьев. 

Напротив дачи ученого был расположен дом Степана Тарасовича Овсянникова, миллионера и «хлебного короля», а на соседнем холме – двухэтажный особняк, принадлежащий артисту Василию Ивановичу Качалову.

Эти здания были национализированы в 20-х годах ХХ века. Вокруг них начал возводиться дом отдыха профсоюза работников искусств, получивший название «РАБИС».

«РАБИС» и его основатель

Поднимать строительство нового дома отдыха отправили человека, который как нельзя лучше подходил на эту должность: молодой (немного за тридцать), амбициозный, с уравновешенным характером и организаторскими способностями, администратор Большого театра Адам Адамович Гайлеш представлял собой идеальную кандидатуру на место руководителя грандиозным процессом возведения санатория.

О происхождении и семье первого директора известно не много. Литовский поляк, он родился 30 марта 1890 года, в бедной семье в городе Друскининкай (до революции – Друскеники), под городом Вильна (так до 1918 года назывался г. Вильнюс). В юные годы у мальчика не было возможности получить должное образование: он окончил два класса начальной школы и был вынужден оставить учебу, чтобы помогать семье. Ему приходилось мыть бутылки на рынке, чтобы заработать на кусок хлеба. Тем не менее, юный Адам обладал сильным характером и решимостью во что бы то ни стало выбиться в люди. В возрасте около двадцати лет он приехал в Москву.

Адам Адамович продолжил обучение во взрослом возрасте, познакомился с театральной богемой того времени. Какое-то время он работал в должности директора кинотеатра «Художественный» на Арбате, потом занял должность администратора Большого театра. В Российском государственном архиве литературы и искусства до сих пор хранится его личное дело (ф. 648 оп. 3 ед. хр.25. https://rgali.ru/obj/10621913). 

Когда встал вопрос о руководстве строительством нового дома отдыха, выбор был сделан в пользу Адама Адамовича, всегда безупречно подтянутого и пунктуального, с изысканными манерами, и в то же время с твердым характером и задатками лидера. Кроме того, кавказский климат был полезен Адаму Адамовичу, у которого в то время начала развиваться опасная болезнь – туберкулез костей. И действительно, горный воздух и солнце вылечили Гайлеша, вскоре после переезда на Черноморское побережье он избавился от своего недуга.

На строительстве будущего пансионата Адам Адамович проявил себя как энергичный организатор и хороший руководитель. Он легко находил общий язык с людьми, рабочие его любили и ценили.  

Руководить строящимся практически с нуля пансионатом, расположенным на двух крутых горах, между которыми не было даже нормальной дороги, оказались довольно сложно. Тем не менее, Адам Адамович проявил недюжинную энергию и целеустремленность. Под его руководством начал возводиться грандиозный комплекс, появились первые корпуса. Большой заслугой Гайлеша было сохранение старинных зданий дореволюционной постройки (дачи В.И. Качалова и С.Т. Овсянникова, домик В.М. Бехтерева), с колоннами, лепниной на потолках и балюстрадами. Был сохранен фруктовый сад и розарий.

Основное строительство развернулось на месте угодий, которые в начале ХХ века принадлежали семье Бехтеревых и купцу Овсянникову, и на соседнем холме. Работа велась кропотливая и тяжелая. Горное шоссе было узким, пешеходы по нему не ходили, машинам было тесно. Из Америки для первого директора был выписан мотоцикл, но пользовался он им редко. В те годы самой надежной трассой, соединяющей населенные пункты на Черноморском побережье, была железная дорога. Поезда ходили по ней нечасто, и железнодорожная колея использовалась пешеходами. Тоннели тоже были пешеходными. Тоннель, расположенный между первым и вторым отделением пансионата, поставил роковую точку в жизни молодого директора. 

4 марта 1929 года Гайлеш отправился в Туапсе за зарплатой для рабочих и возвращался назад по железной дороге. Путь был неблизкий – 14 километров в одну сторону. Среди команды рабочих оказались двое бывших заключенных, которые решили ограбить директора в день получения зарплаты. Преступникам было известно, что в определенный день Адам Адамович получит крупную сумму денег на весь штат сотрудников и будет возвращаться через железнодорожный тоннель. Бандиты выследили его и убили прямо в тоннеле, сначала ударив сзади топором, а потом выстрелив в голову из дробовика. По горькой иронии, денег при покойнике не оказалось: в тот день Адам Адамович не успел получить зарплату. Преступники не ушли от наказания. Увидев мертвое изуродованное тело своего директора, они пришли в ужас от содеянного и сами явились с повинной.

Первого директора пансионата с почестями похоронили на высокой горе, с которой открывался вид на море, прямо на территории пансионата. Его дочь Маргарита Адамовна ухаживала за могилой, память Адама Адамовича приходили почтить многие гости пансионата. В 90-х годах место захоронения оказалось захваченным местными предпринимателями, могила была разрушена. Однако в 2021 г. потомки Адама Гайлеша восстановили место захоронения и установили памятник первому директору пансионата «РАБИС» (впоследствии – «Буревестник»).

После Адама Гайлеша

Пансионат был официально открыт для гостей в 1928 году (по некоторым сведениям – в 1929 году) после пяти лет строительства. Первоначально он состоял из двух отделений: «д.о. РАБИС-1» (много позже – «Буревестник-1») и «д.о. РАБИС-2» (позже – «Буревестник-2»). В 50-х годах появилось еще одно отделение, сейчас называемое «Буревестник-3». Таким образом, пансионат состоял из трех отделений, расположенных в радиусе пяти километров площадью 61,8 гектаров. Территория между отделениями была разрезана оврагами и глубокими балками.

Во время Великой Отечественной войны дом отдыха был закрыт. Начиная, с 1942 по 1945 год на этой территории размещался штаб береговой обороны Черноморского флота. В 1946 году дом отдыха вновь открылся для работников культуры.

В 1956 году пансионат передается ВЦСПС здравоохранения с подчинением Краснодарскому курортному управлению, а в 1960 году здравница перешла в ведение Сочинского территориального совета. В это время Лазаревский район, ранее считавшийся сельским, вошел в черту города Сочи. 

Контингент отдыхающих на протяжении многих лет менялся. С момента открытия дома отдыха в 1928 г. и до 60-х годов ХХ века здесь собирался цвет театрального общества: балетная труппа Большого театра; ансамбль Игоря Моисеева; здесь отдыхали такие знаменитые артисты как  Михаил Яншин, Алексей Грибов, Мария Миронова и Александр Менакер, Аркадий Райкин, Майя Плисецкая. 

В 1961 году второе отделение дома отдыха (которое тогда носило название «Чайка») впервые приняло иностранных гостей, студентов многих стран мира Азии и Африки, которые приехали учиться в МАДИ г. Москвы. Триста человек, прибывшие на два месяца отдыха тут же и работали. Пансионат «Чайка» тогда назывался лагерем труда и отдыха.

            В 1962 году на июль и август были выделены путевки вузу МХТИ имени Д.И. Менделеева, для отдыха иностранных студентов, а в остальное время года здесь отдыхали труженики со всей страны.

            Третье отделение пансионата, которое было организовано на базе отдыха «Сельмаш», начали строить до Великой Отечественной войны, но война помешала продолжить строительство. Работы возобновились только в 1946 году, и в 1955 третье отделение пансионата было введено в эксплуатацию. 

          В период с 1958 по 1961 здравница принимала на отдых иностранных гостей и туристов из разных стран мира. Начиная с 1963 года объединённый «Буревестник» приказом Министра высшего и среднего образования по согласованию с Центральным Советом по управлению курортами профсоюзов начал принимать на отдых в первое, второе и третье отделение иностранных студентов, аспирантов, обучающихся в вузах по всему СССР. Распределение туристов проходило следующим образом:

1-е отделение – МГУ имени М.В. Ломоносова, а затем МИНХ имени                         Г.В. Плеханова;

  2-е отделение – МХТИ имени Д.И. Менделеева;

3-е отделение – Университет имени А.А. Жданова г. Ленинграда.

В 1960-е и 1970-е годы пансионат посещали знаменитые гости: здесь останавливался и пел свои песни Владимир Высоцкий, на танцплощадке выступали музыкальные группы «Машина Времени», «Лучшие годы», «Цветы». Пансионат «Буревестник» упоминается в книге Андрея Макаревича «Все очень просто», в описании событий лета 1972 года: «Называлось это Международный студенческий лагерь «Буревестник-2» в поселке Вишневка. Прибытие состоялось рано утром. «Буревестник» располагался в сказочном ущелье между Туапсе и Лазаревской (он, собственно, и сейчас там стоит). Этакие деревянные коттеджики в райских кущах, спускающихся к морю. Пахло эвкалиптами и счастьем. […..] Слева по берегу километрах в полутора располагался лагерь «Буревестник-1», принадлежавший МГУ, а справа – «Буревестник-3» какого-то ленинградского института. С третьим мы почему-то не дружили, а в первом играли на танцах «Мозаика» в составе Малежек – Кеслер – Чепыжев – Машков». 

Контракт о принятии на отдых иностранных студентов продлился  двадцать  лет и закончился в начале 1980-х, когда территория «Буревестника-2» и «Буревестника-3» была передана в ведение МГУ (это произошло в апреле 1984 г.), а «Буревестник-1» остался в распоряжении Курортного совета г. Сочи с наименованием «Гелиос». Еще несколько лет первое отделение переходило из рук в руки, пока его не постигла печальная судьба: оно пришло в упадок и сейчас полностью разрушено. 

«Буревестнику-2» и «Буревестнику-3» можно сказать, повезло. В непростые 80-е и переломные 90-е пансионат выстоял, обновился, реконструировался. На смену старым деревянным корпусам пришли новые, со всеми удобствами.   С 2010 года по 2014 год на втором отделении пансионата производилась реконструкция. Вместо одноэтажных корпусов барачного типа появились благоустроенные двухэтажные здания, проект которых был разработан ОАО ТИЖГП «Краснодаргражданпроект» г. Краснодара.

 В настоящее время пансионат «Буревестник» – это спортивно-оздоровительный лагерь для студентов, аспирантов, преподавательского состава служащих МГУ имени М.В. Ломоносова. На сегодняшний день пансионат принимает на отдых гостей из числа сотрудников и студентов университета, а также отдыхающих из других городов России. 

Историческая память и культурное наследие

«Буревестник» готовится отметить свой столетний юбилей. Это не просто пансионат, это историческое место, тесно связанное с развитием культуры страны. Сейчас остро стоит вопрос о сохранении истории, увековечивании памяти выдающихся людей, проживавших на этой территории: В.М. Бехтерева, В.И. Качалова, А.А. Гайлеша и других. 

Единственное историческое здание, сохранившееся на территории пансионата – это домик В. М. Бехтерева, который в 1977 г.  был взят на учет как памятник истории и культуры и вплоть до настоящего времени находится под охраной государства. В 1982 году была проведена реставрация домика, в нем планировалось обустроить музей, но, к сожалению, до сих пор этот вопрос так и не решен.

То, что бережно сохранил первый директор при основании пансионата, безнадежно утрачено: памятник архитектуры – дача В.И. Качалова – лежит в руинах, исторический фонтан разрушен, дом купца С.Т. Овсянникова, в котором проживал А.А. Гайлеш, был пущен под снос в 2013 г. во время реконструкции. 

Чтобы не допустить дальнейшего уничтожения исторической памяти, назрела необходимость организовать музей пансионата «Буревестник», запечатлеть его столетнюю историю, тесно связанную с историей и культурой страны, с именами выдающихся людей. 

Литература

1. Горностаева А.А. История пансионата «Буревестник». М,: «Москва», 2021. – 150 с. илл.

2. Макаревич А.В. Все очень просто. https://www.litmir.me/br/?b=82445&p=1

3. Костиников, В.Н. Календарь сочинского краеведа. – Майкоп, 2008. – С.19.

4. Большая Кубанская энциклопедия. Биографический энциклопедический словарь.Т.1. – 2-е изд., доп. – Краснодар, 2005.– С.37.

5. Электронное периодическое издание «Архитектура Сочи» https://arch-sochi.ru/2012/01/dorevolyutsionnyie-dachi-lazarevskogo-rayona/

6. Историческая справка, предоставленная администрацией пансионата «Буревестник» в ответ на запрос № 104 от 29.08.2015 г. этнографического отдела Музея истории города-курорта Сочи.

7. https://rgali.ru/obj/10621913.

Adam Gailesh, the founder and the first director of “Burevestnik” sanatorium

Anna A. Gornostaeva

Moscow State Linguistic University

Abstract: The article is devoted to the history of “Burevestnik” sanatorium in Sochi, its foundation and development and the personality of the first director Adam Gailesh. In 2028 “Burevestnik” will celebrate its 100th anniversary. Its history is closely connected with art and culture of Russia, initially it was open for the actors of Bolshoi Theatre and Moscow Art Theatre. At the present moment the sanatorium belongs to Moscow State University. The article focuses on the biography of the first director and his contribution to the development of culture. 

Key words: “Burevestnik”, Bolshoi Theatre, Moscow Art Theatre, Adam Gailesh, founder, director, culture. 

Для цитирования: Горностаева А.А. Адам Гайлеш – основатель и первый директор пансионата «Буревестник» // Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения. Материалы IX Международной научной конференции 17–19 сентября 2021 г. МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник статей, Выпуск 9, С. 150-151.