САРАНЧА, ИЛИ ДУБАЙСК – ГОРОД КОНТРАСТОВ – Анна Горностаева

Квартал Марина
Когда в 1496 году экспедиция под предводительством Васко де Гама после сильнейшего шторма благополучно высадилась на Аравийском полуострове, эта незапланированная остановка имела важные для истории последствия, а именно, знакомство португальцев с местными арабами-кочевниками. Ни вид местных жителей, ни их верблюды мореплавателей не удивили: насмотрелись на подобные чудеса в Африке. Что привлекло их внимание – так это необычные жучки, сидящие на кустах верблюжьей колючки. «Как это называется?» – был первый вопрос европейцев местным жителям. «Дубай» – последовал ответ, что в переводе означает «саранча». Вот так появилось название места, которое вплоть до середины ХХ века представляло собой сплошную пустыню с редкими кустиками и деревцами, по которой передвигались караваны. А потом… потом англичане нашли там нефть. Вот тут-то все и началось!
Надо сказать, что до англичан нефть искали португальцы, но потерпели неудачу, так как неверно выбрали местом поиска сушу. Британцы оказались разумнее: прикинули, что раз в Персидком заливе живность практически не водится (в отличие от богатейшего Красного моря по соседству), а вода на вкус горько-соленая, стало быть, что-то есть на дне залива. Копнули – и нашли.

Персидский залив
Нет, чтобы себе все забрать. Не такова британская тактика. Англосаксы – они умные, не зря половину мира завоевали и до сих пор не спешат расстаться с колониальным прошлым. Они действуют через национальное самосознание: находят маленький обиженный народ и начинают подогревать страсти, науськивать людей против соседей. Всегда так действовали, и весьма успешно. И с арабами так вышло: британцы им говорят – что же вы, арабы, великий народ, терпите португальцев? Они же, бяки таки, вас унижают-оскорбляют, ваше национальное достоинство ногами топчут! Вот вам оружие, идите, разберитесь с ними, гоните в шею захватчиков! А потом к нам приходите, мы хорошие, мы вас обижать не будем. Вот нефть вам обнаружили, технику дадим, качайте себе на здоровье, а мы за вас радоваться будем. Только нам пять процентов от выкаченных богатств отдавайте, а больше нам ничего не надо.
Так и вышло: португальцев прогнали, нефтяные месторождения освоили и стали качать. А то, что пятипроцентный ручеек в британскую казну течет, так не жалко, хоть и не ручеек, а целая река. Потому как – нефти много, всем хватит. Так наиглавнейший из главных шейхов сказал: нефть всем гражданам принадлежит. Хороший был человек, нежадный. При нем и страну создали из семи эмиратов. Есть такая шутка: в пустыне один бедуин нашел нефть, и с тех пор все жители пустыни стали богаты. В России тоже нашли нефть, но где бы теперь найти такого бедуина?
А нефти и правда много оказалось. Так много, что стало пора на месте пустыни государство строить. Да непростое государство, а самое государственное: с небоскребами великими, отелями дорогущими, машинками престижными и ценами развысокими. Чтоб все видели, что деньгов много-много!
И вот началось развитие, которое за пятьдесят с небольшим лет превратило безжизненную сухую землю в чудо-супер-мега страну, со всеми современными прибамбасами и ништяками, которые только человеческое воображение может себе нарисовать. Потому что арабы так намучились в бедности и нищете, скитаясь по пустыне, что теперь решили всех удивить: если небоскребы у них – то самые высокие в мире, если колесо обозрения – то непременно круче, чем знаменитый London Eye, если Ламборджини – то самый ламборджинистый из всех… А дальше – все крупнее и, пардон, глупее: а давайте поставим самую большую в мире фоторамку? Зачем – не знаем, просто по приколу! Поставили, величиной с 50-этажный дом, и стоит она теперь к недоумению жителей: на черта, спрашивается, золотая фоторамка без фотографии? Зато богато!

Золотая фоторамка в парке Забиль в Дубае

А давайте переплюнем лондонский Шард и отгрохаем Бурдж-Халифа высотой 828 метров о 163-х этажах? По по фигу мороз, что ислам запрещает строить здания выше минарета, ведь главное – мир удивить. Да, размер в ОАЭ – это просто незакрытый гештальт. Отгрохали вавилонскую башню, огоньками подсветили, лифты скоростные, как ракеты, запустили: 600 км в час – это не шутки! Да вот беда: к канализации Бурдж-Халифа не подключили. Теперь вся башня справляют нужду в корыто, которое под башней, а раз в несколько дней ровно пятьдесят ассенизаторских машин приезжают и откачивают все содержимое из корыта. Ну, это примерно, как на некоторых дачных шестисотовых участках, та же схема. Только выбрасывается все это добро – куда? Правильно, в Персидский залив. Не случайно вода там горькая….

Бурдж-Халифа

Или вот еще затея: искусственные острова насыпать. Не просто так, а с идеологической подоплекой: поскольку естественную сушу создал Всевышний, ее покупать и продавать нельзя. А насыпную территорию, которая из песка со дна моря сотворена, продавать можно (видимо, морской песок не Аллах придумал, а кто-то другой). Вот и стали сыпать и сыпать. Пальму насыпали, теперь новый проект осваивают – острова в виде карты мира. Ну что ж, красиво жить не запретишь, нефть-то все не заканчивается. На главном проспекте Пальмы поставили отель Атлантис, чтобы шикарно было. Одна ночь в этой гостинице стоит около 40 тысяч долларов, но платят здесь не за комфорт, а за соседей: приятно же жить рядом с каким-нибудь премьер-министром или даже королем! В Атлантисе этом для гостей летающие машины будут, так шейхи сказали. А они мужики серьезные, слов на ветер не бросают: шейх сказал – шейх сделал. Вообще-то летающие машины уже есть, только надо продумать, по какой траектории летать и где приземляться, чтобы ненароком не убить кого.

Отель Атлантис на острове Пальма

Колесо обозрения, естественно, тоже понадобилось сделать самое большое в мире. За этим дело не стало, только проработало оно всего полгода, а потом земля под колесом стала осыпаться. Катать людей опасно, так что стоит теперь как памятник культу размера. Старик Фрейд бы здесь порезвился…
Проспекты в Дубае широкие, но ливневок нет. Так что, если идет дождь (а это случается), весь город стоит в пробках, парализованный наводнением. Развязок и эстакад здесь тоже нет, поэтому проблемы на дорогах не только из-за погодных условий. А знаете, что такое типичная Дубайская пробка? Это когда в одном месте собирается куча дорогих машинок: Ламборджини, Феррари, Мазератти, Астон Мартин (на этих ездит полиция) и стоят неподвижно. Но арабы и эту ситуацию используют в своих интересах: выходят из автомобилей, приветствуют друг друга, радуются возможности пообщаться. Конечно, ведь столько важных людей собралось в одном месте!
Надо сказать, что к своему внезапному величию и богатству арабы относятся философски. Так, в ОАЭ распространена такая фраза: «Мой дед ездил на верблюде, отец – на Мерседесе, я – на Ламборджини, а мой внук снова пересядет на верблюда». Да, все в этом мире преходяще, и нефть в том числе. Но пока она есть – народ отрывается по полной. Здесь нет бедных, нет среднего класса. Есть богатые и очень богатые. Обслуживают их индийцы и пакистанцы, которых намного больше, чем коренных жителей. Кстати, чаевые обслуге начинаются от десяти долларов: меньше давать просто неприлично. Сами арабы ни учиться, ни работать не любят: мотивации нет. Каждому гражданину ОАЭ страна начисляет одну тысячу долларов в месяц с рождения и до совершеннолетия, а потом оплачивает обучение в любом вузе мира (как правило, выбирают Кембридж), но ведь просто так там не держат – трудиться надо. А трудиться не каждый может… Впрочем, государство придумывает для них рабочие места, чтобы население совсем не сошло с ума от безделья. Например, какой-нибудь богач с миллиардным счетом может сидеть на выставке или в музее и продавать входные билеты. Тольку от этой работы никакой, цена билетов ни в коем случае не окупает затрат, но человек-таки при деле.
Русские любят Дубайск давно и нежно. Облюбованный ими самый престижный и самый, естественно, дорогой квартал называется Марина – это как раз там, где небоскребы. Русские селятся именно там: богато, круто, понтово. Местные арабы небоскребы не любят, а живут в двухэтажных домиках с большими участками, за высоким забором. Причина понятна: каждой жене положен отдельный дом, плюс особняк для главы семьи, плюс дом, где все жены могут собраться вместе, да еще дом для детей. С таким хозяйством в квартире не разместишься!

Небоскребы в квартале Марина

Многоженство здесь поощряется, причем если первой женой непременно должна быть арабка, то далее рекомендовано брать в жены иностранок, для свежей крови (все же племя жило достаточно тесно, и родственные связи здесь причудливо переплелись). Но заморским женам не стоит надеяться получить гражданство или как-то укрепиться в ОАЭ: если брак окажется неудачным и муж произнесет страшное «калай-калай-калай» (уходи) – будь добра выметаться вон в чем была, а дети, само собой, останутся с хозяином дома. Конечно, законы шариата защищают права женщин и даже могут вынести несправедливому мужу приговор в виде телесного наказания (80 ударов кожаной плеткой, например, если одной жене подарил подарок, а другим нет), но это же еще доказать надо!
В общем, совет русским девушкам: не стремитесь найти себе шейха. Хлопотное это дело. Во-первых, вряд ли шейх так сильно нуждается в том, что вы имеете ему предложить. Во-вторых, больно шаткое положение у второй или третьей жены. Ну и наконец, задержаться в ОАЭ надолго все равно не получится. Купить жилье здесь нельзя, зато можно взять в аренду на 90 лет. Вроде и немалый срок, но он рассчитан только на одно поколение.
Нравы в Дубайске довольно свободные, строгости нет. Туристы ходят в чем попало, женщины с открытыми плечами и коленками здесь никого не удивляют. Другое дело – соседний эмират Шарджа: там и за руку с женой не пройдешься, и за курение на виду порицают строго. На то есть причины: в 90-х годах сын шейха Шаржди разбился на машине, а в крови у него нашли алкоголь и наркотики. Убитый горем отец тут же запретил всем гражданам потреблять гадость. Но все равно потребляют: даже можно увидеть такое, что женщина заходит за угол, приподнимает паранджу и курит.
Свою недолгую историю дубайцы чтут, а имя первого шейха – Зайда – вспоминают с благоговением. В честь него назван самый главный проспект города, а портрет этого деятеля можно видеть в каждом эмирате в каждом присутственном здании. В центре на главной стене – Зайд, справа от него – шейх-правитель соответствующего эмирата, слева – наследный принц. Зайд этот, надо сказать, был затейник: до самой своей смерти в 2005 году залезал в шикарный свой автомобиль исключительно через окно, потому что предводитель должен быть не только умным и богатым, но и ловким, во как!

Сад чудес

Много чего еще есть в Дубайске: и обилие цветов в саду чудес, и самый огромный в мире торговый центр (1400 бутиков), и так называемая арабская Венеция (весьма смутно напоминающая свой прототип). Есть что посмотреть. Но на пешие прогулки рассчитывать не стоит: город не для хождения, а для езды на машине. Желательно – шикарной и с личным шофером. Хорошо, когда деньгов много!